17 сентября 2012

 Белорусский рынок строительных материалов считается быстро растущим и весьма емким. Но при этом выход на него новых пусть даже и именитых марок осложнен изобилием уже присутствующих брендов.
Лакокрасочные материалы под маркой «ABC Farben» покоряют белорусский рынок

Несмотря на это российский производитель лакокрасочных изделий «ABC Farben» отважился побороться за внимание белорусских покупателей и первые его шаги можно признать удачными.

Для экстерьера и интерьера

Компания «ABC Farben», производственные мощности которой расположены в Ольховатском районе Воронежской области, сегодня входит в пятерку крупнейших российских производителей лакокрасочных изделий. Предприятию всего 15 лет и оно оснащено самыми современными технологическими линиями.

Справедливости ради, стоит сказать, что в отличие от многих других компаний, занимающихся «красочной» тематикой, «ABC Farben» не сконцентрирована на производстве одного-двух видов материалов, а производит полный спектр продукции. В каталоге компании представлены декоративные грунтовки и штукатурки, шпатлевки, акриловые и масляные краски, алкидные и нитроэмали, а также лаки, олифы, клеи, средства для защиты древесины, колоранты и декоративные покрытия. Короче, все, что необходимо для ремонта и отделки, причем, на самый взыскательный и требовательный вкус. Кроме того, «ABC Farben» удалось занять внушительную долю российского рынка инструментов для строительных и отделочных работ. Здесь можно найти все, начиная от малярных кистей и валиков до топоров, наборов отверток и садовых секаторов.

Ассортиментный портфель лакокрасочной продукции компании «АВС Farben» включает в себя сразу несколько широко известных торговых марок. Но «форпостом» производителя считается все же бренд «Olecolor». Он существует уже более 10 лет и сразу же после своего появления на рынке привлек к себе внимание благодаря яркому, запоминающемуся дизайну, а высокое качество продукции позволило ей превзойти ожидания потребителей и занять достойное место на рынке лакокрасочных материалов. Кстати, есть в портфеле производителя и линейка продукции в сегменте «Премиум» под торговой маркой «Ticiana». Это серия высококачественных лакокрасочных материалов, с помощью которых можно воплотить целый спектр неординарных дизайнерских решений. По качеству эта продукция сопоставима с западными аналогами, но ее стоимость гораздо более приемлема для покупателя.

Одним из обязательных условий повышения конкурентоспособности «ABC Farben» является расширение ассортимента и постоянная модернизация производства. На заводе «ABC Farben» используется современное импортное оборудование марок «Siemens», «Netzsch» (Германия) и «DeVree» (Бельгия). Специалисты предприятия постоянно ведут работу в сфере исследований и разработки новых продуктов, используя опыт зарубежных производителей, и все это позволяет им выпускать продукцию высокого качества.

Все торговые марки лакокрасочных материалов «АВС Farben» давно популярны на рынках России и сопредельных с ней стран. Но вот в Беларусь эта продукция до недавнего времени поступала лишь в небольших объемах через мелких импортеров и «челноков». Впрочем, в минувшем году российская компания пришла на белорусский рынок, как говорится, всерьез и надолго. После длительных переговоров было создано совместное белорусско-российское предприятие СООО «АВС Фарбен — Бел», которое в настоящий момент активно занимается построением своей дистрибьюторской сети. Целью вновь образованного предприятия является не только содействие развитию экономики Беларуси за счет производства и продажи высококачественных товаров народного потребления, но и попадание в число наиболее значительных поставщиков лакокрасочной продукции страны.

«Снайперская» стратегия

Когда у потребителя от богатства выбора рябит в глазах, заставить его остановить взгляд на конкретном продукте, очень непросто. На белорусском рынке лакокрасочных материалов, как свидетельствуют его участники, основным критерием выбора остаются два параметра: узнаваемость марки и цена. Так что, продвигая новый товар, обойтись одной только массированной рекламной кампанией, дабы заставить силой внушения покупателя двигаться к «нужным» полкам, невозможно. Нужно проделать более тонкую работу.

При выходе торговых марок лакокрасочных материалов «ABC Farben» на белорусский рынок в качестве базовой была принята не совсем традиционная для белорусского маркетинга тактика. «Мы решили повысить узнаваемость брендов не путем массированной рекламной кампании, а бить, что называется, из снайперской винтовки — провели ряд презентаций для специалистов в регионах, заключили ряд договоров с региональными компаниями, получившими впоследствии статус официальных дистрибьюторов, а они, в свою очередь, начали выстраивать дилерскую сеть. В итоге на рынке сформировалось ожидание бренда», — рассказывает учредитель компании СООО «ABC Фарбен — Бел» Олег Навицкий.

В минувшем году Беларуси пришлось несладко — в стране начался валютный кризис. Впрочем, как рассказывают в «ABC Фарбен — Бел», коллапсы в национальной экономике только поспособствовали выходу компании на рынок. «Когда мы в августе 2011 года провели первые поставки лакокрасочных материалов «ABC Farben» сложившаяся на валютном рынке ситуация находилась в своем пиковом состоянии и до разрешения ситуации прошло еще немало времени. Тем не менее, мы ни разу не пожалели о своем решении», — вспоминает Олег Навицкий. К тому моменту ситуация на валютном рынке привела к тому, что основные импортеры ЛКМ практически свернули свою деятельность, а белорусские производители, напротив, усилили экспортные потоки и сконцентрировались на работе на внешних рынках.

В итоге полки в магазинах опустели, и на внутреннем рынке возникло немало свободных ниш. «Мы приняли решение продавать продукцию и поставлять ее в розничные точки, потому что спрос пусть и упал, но полностью не исчез. «При этом нам на руку сыграл и другой фактор: когда рынок растет, для того, чтобы зайти в любую розничную точку, нужно приложить максимум усилий, чтобы попасть на полку, — объясняет Олег Навицкий. — И в данном случае не важно, маленький это магазин строительных материалов или же большой гипермаркет. Для нас стоимость входного билета оказалась минимальной — только валютные риски».

К настоящему моменту продукция «ABC Farben» представлена в более чем 250 торговых точках по всей стране. Это и розничные сети, и магазины, торгующие строительно-отделочными материалами, и оптово-розничные базы. Впоследствии руководство «ABC Фарбен —Бел» планирует не только нарастить экспансию, но и поспособствовать качественному развитию своих партнеров.

От импорта — к собственному производству

Рынок лакокрасочных материалов специалисты считают одним из индикаторов уровня жизни населения, а также состояния различных отраслей промышленности, ведь они используются почти во всех отраслях. Ныне представленный на выбор потребителя ассортимент красок огромен: только в Беларуси производится около 1 тыс. наименований продукции, ежегодно создаются новые материалы, соответствующие современным требованиям и спросу. Объемы рынка растут год от года, ведь в первую очередь это связано с увеличением строительства. Считается, что основная масса продукции, более 80 %, потребляется деловым сектором — это различные строительные организации, подрядчики, поставщики, а также частные бригады. Остальная продукция реализуется частным лицам. Компания «ABC Фарбен —Бел» планирует сконцентрироваться на работе именно с последней группой клиентов. Во-первых, попасть в деловой сектор не так просто, а, во-вторых, работать с индивидуальными заказчиками всегда сложно, но при этом и интереснее. Это очень требовательный сегмент, традиционно выдвигающий в адрес производителя самые серьезные задачи по повышению качества продукции и расширению ассортиментного ряда.

Примечательно, что предприятие в ближайшей перспективе планирует сменить роль импортера на более солидную — стать производителем. Как ожидается, уже в 2013 году в деревне Сеница под Минском появится новое химическое предприятие по производству лакокрасочной продукции. «Пока сложно раскрывать детали, но отмечу сразу — новый завод будет полностью автоматизированным. Это наша принципиальная позиция, чтобы человеческий фактор минимально воздействовал на качество производимой продукции», — говорит директор «ABC Фарбен —Бел» Сергей Букатый.

В «ABC Фарбен —Бел»планируют оборудовать производство оборудовано в соответствии со всеми европейскими стандартами, а краски производить по запатентованным российскими партнерами технологиям. Все производимые лакокрасочные покрытия, перед тем как попасть к потребителю, будет проходить жесткий контроль качества. На заводе разместятся собственная лаборатория, где и продукция компании, и сырье, из которого она изготовляется, будет проходить тщательную проверку на соответствие. Особое внимание будет уделяться экологичности продукта. Кстати, российские химические производства «ABC Farben» считаются одними из самых «чистых» в своей отрасли.

Кстати

Рынок лакокрасочных материалов в Беларуси быстро растет, его объем в настоящее время составляет примерно 70 млн. литров — около 7 литров на душу населения. Для сравнения: в странах Западной Европы этот показатель равен 15-20 литрам. А до 1990 года потребление лакокрасочных материалов в странах СНГ составляло 14,3 кг в год на человека.